В маленьком государстве Сингапур, площадь которого составляет всего около 697 квадратных км, а население чуток более 4 миллионов человек, где развита индустрия и построено огромное количество небоскребов, имеет место более низкая в мире частота повреждений подземных кабельных трасс. А все дело в том, что, если при проведении земельных работ экскаватор разорвет какой-нибудь кабель, то, по местному законодательству, производителя работ и управляющего компании, которой принадлежит экскаватор, могут выслать в кутузку на 10 лет каждого.
В текущее время в Республике Беларусь организация, повредившая кабель, в главном отделывается штрафом и за собственный счет восстанавливает покоробленную кабельную линию. В то же время практика последних лет указывает, что неважно какая катастрофа, приводящая к отключениям ответственных потребителей либо массовым погашениям, вызывает широкий публичный резонанс, потому что приводит к хаосу в хозяйственной и бытовой жизни населенных пт. С учетом современных особенностей эксплуатации подземных коммуникаций в Беларуси, где законодательство не имеет настолько грозных санкций против лиц и организаций, повредивших кабель, ООО «Интербелтрейд» г. Минск разработало и запустило в создание более надежный инноваторский материал для защиты подземных кабельных линий — ленту защитно-сигнальную серии (ЛЗС). Лента ЛЗС делается таким макаром, чтоб служить более труднопреодолимым препятствием для схожих безответственных «копателей».
Крепкость на сжатие и ударная нагрузка для ЛЗС, согласно проведенным испытаниям, приблизительно в 5 раз выше прочности обычного материала для защиты кабельных сетей — кирпича. При ручном откапывании кабеля либо воздействии на слой защиты сверху ЛЗС обес-печивает наилучшую защиту кабеля от повреждений по сопоставлению с кирпичом и фактически схожую в сопоставлении с ввезенными аналогами для защиты кабельных сетей. Но этот нюанс надежности защиты кабельной трассы животрепещущ только в случае вертикального воздействия на нее и более нередко встречается при ручном методе ее вскрытия при помощи лопаты либо лома. Беря во внимание повсеместную механизацию земельных работ, нами были доработаны механические свойства и размеры ленты ЛЗС с тем, чтоб обеспечить лучшую защиту в сопоставлении с хоть какими мелкосегментированными материалами (кирпич, бетонные либо композитные плитки и пр.). А именно, имея сведения о технических свойствах более всераспространенных в Республике Беларусь экскаваторов, наши спецы сделали защитный материал с прочностью на разрыв 14,7 МПа, выпускаемый в рулонах по 50 метров. Таковой материал при захвате ковшом экскаватора, в отличие от мелко сегментированной защиты в виде кирпича, окажет существенное сопротивление на разрыв и предупредит повреждение кабельной полосы. Необходимо подчеркнуть, что вырывное усилие, развиваемое гидроцилиндрами ковша экскаватора на базе МТЗ 82, составляет 4 кН, а всей стрелы в целом — 18 кН (очень допустимое — 21 кН). Для разрыва ленты ЛЗС шириной 250 мм нужно приложить усилие от 12,5 до 18 кН, зависимо от положения ленты на ковше. Не увидеть такое сопротивление, оказываемое работе экскаватора, нереально!
Разумеется, что кирпич будет просто вырыт совместно с грунтом и не выполнит собственной защитной функции. Последние кирпичи, попавшие на ковш, будут или вырваны, или обломаны, потому что по эталону СТБ 1160-99 имеют крепкость на извив около 2 МПа. В то же время лента ЛЗС не разрушается даже при извиве на 180 градусов, что не дает способности ковшу экскаватора вырвать даже ее отдельный кусочек. Лента ЛЗС будет продолжать защищать кабельную линию даже в случае захвата ковшом экскаватора кабеля и ленты сразу (при захвате ковшом экскаватора кирпича острые растрескавшиеся осколки только ускорят повреждение изоляции). В таком случае силы сопротивления разрыву для кабеля и ленты будут иметь общее направление, увеличивая защиту от порыва. Не считая того, при вылете ковша более чем на 2,5 метра сила для разрыва ЛЗС становится сравнимой с опрокидывающей силой для экскаватора (14 кН). Раздельно охото отметить сопротивление ленты при попытке ее вытягивания из грунта. На стандартном отрезке ленты ЛЗС шириной 250 мм и д
линой 50 м после засыпки траншеи оказывается более 11 т грунта и, беря во внимание коэффициент трения ленты о грунт (более 0,5), для ее вытягивания пригодится усилие более 55 кН, что делает неосуществимым вытягивание ЛЗС из грунта из-за ограничения по прочности самой ленты. Даже при использовании укороченного отрезка ленты ЛЗС длиной от 18 метров ее нереально будет «стянуть» с защищаемого кабеля, поддев ковшом экскаватора.