При монтаже прямых муфт бронированных кабелей все четверки и пары одного конца кабеля сращивают с одноименными четверками и парами другого конца.
Перед началом монтажа бронированных кабелей надо выкопать котлован, формы и размеры которого зависят от числа монтируемых в нем муфт и пупиповскнх ящиков. Продольная ось котло — I в ап а должна быть смещена относительно оси траншеи на 30—40 см в сторону, противоположную проезжей дороге, а дно па 10 см ниже проложенного кабеля. Если в кабель включают пупиновские ка — | тушки, дно котлована углубляют с таким расчетом, чтобы горловины муфты пупи во веко го ящика находились на 5 см выше глубины прокладки кабеля. При откапывании концов кабеля необходимо следить за тем, чтобы не повредить его оболочку ломом или лона — j той.
Во время монтажных работ котлован должен быть сухим. Если :j в него поступает вода, ее следует отвести в сторону, для чего вы — Л капывают приямок глубиной 0,5—0,6 м. При постоянном прибывании воды организовывают откачку с помощью насоса. До начала монтажных работ котлован необходимо просушить. Независимо от погоды над котлованом устанавливают специальную брезентовую палатку, вход в которую делают со стороны, противоположной направлению ветра. Края палатки плотно прижимают к земле и закрепляют. Инструмент и необходимый монтажный материал разме — к щают внутри палатки.
Для выполнения монтажа концы кабеля выкладывают ка дне котлована с плавным изгибом в сторону, противоположную проезжей дороге. Затем кабель для удобства монтажа кладут на специальные козлы (рис. 56) с перекрытием одного конца кабеля дру — ,i гим и плотно привязывают шпагатом. После этого свинцовую оболочку кабеля проверяют на герметичность и, убедившись. в ее исправности, приступают к разделке концов кабеля.
Определяют место среза джутового покрова. На кабелях с ленточной и проволочной броней расстояние между отметками должно быть равно внутренней длине чугунной муфты (без фланцев с торцовыми зажимами), а на кабелях с проволочной броней — расстоянию между прорезями фланцев (муфты с фланцами). Размеры разделки концов кабеля (рис. 57) в зависимости от типа чугун — ■ ных муфт приведены в табл. 20.
По отметке на шаблоне на наружную джутовую оплетку накладывают бандаж из четырех витков одномиллиметровой стальной отожженной проволоки, концы которой скручивают и отгибают в сторону. Затем джут обрезают и снимают с концов кабеля.
Т а б ;і и ц а 20 |
Сняв защитный покров, намечают места среза брони. На расстоянии 15—20 мм от каждой отметки в направлении от центра муфты броню зачитают до блеска и залуживают. На залуженные места накладывают бандаж из четырех витков медной проволоки диаметром 1,2 мм и припаивают его к броне для дальнейшей пере-
пайки брони со свинцовой оболочкой во избежание коррозии между ними. Припайку бандажа к стальной броне производят паяльником; пользоваться паяльной тряпочкой со стеарином не разрешается. В качестве флюса допускается применять травленую соляную кислоту, но с обязательной последующей нейтрализацией места запайки раствором щелочи.
На расстоянии 8—10 мм от бандажа ленточную броню кабеля надпиливают трехгранным напильником и. осторожно обламывают. Снимать ленточную брошо ножовкой не разрешается. Проволочную же броню можно на 3/4 диаметра проволок надрезать ножовкой и обломать, при этом две смежные проволоки, используемые в дальнейшем для устройства перемычек, надо оставить ненадрезанны — ми. Острые края надломов как ленточной, так и проволочной брони заглаживают напильником. Срезав стальную броню, обрезают внутренний джутовый покров.
После удаления брони и подброневых покровов свинцовую оболочку очищают от битума, для чего подогревают пламенем паяльной лампы, а затем промывают ветошью, смоченной в бензине. Запрещается очищать свинцовую оболочку от битума ножом или другими режущими инструментами.
На очищенной свинцовой оболочке делают отметки (в соответствии с длиной свинцовой муфты) и по обе. стороны от них оболочку зачищают, залуживают и производят круговой надрез. Поскольку стаскивать свинцовую оболочку нельзя, делают еще два продольных надреза с расстоянием между ними 5 см. Надрезанную полоску отрывают плоскогубцами, а свинцовую оболочку осторожно раздвигают и удаляют. После окончания разделки кабеля убирают из котлована все отходы.
Сращивание кабеля парной скрутки аналогично сращиванию жил кабеля ТГ, Сращивание четверок жил с кор дельно-бумажной изоляцией имеет свои особенности; жилы не црошпаривают. На отобранные четверки с одинаковой расцветкой изоляции н, следовательно, с одинаковым порядковым номером надевают групповые кольца, записав на них помер четверки. Определив место скрутки жил, на каждую из них надевают изолирующую бумажную гильзу так, чтобы она не мешала скручивать жилы.
В подготовленных четверках отбирают жилы с одинаковой расцветкой изоляции, кладут крест-накрест и скручивают на два полных оборота, не снимая изоляции. Затем изоляцию жилы и кор — дель раскручивают до последнего витка скрутки, обрывают и удаляют. Оголенные жилы скручивают, как показано па рис. 58.
Скрученный конец на расстоянии 30—40 мм от начала скрутки обрезают. Конец скрутки на расстоянии 15—20 мм смачивают раствором канифоли и пропаивают припоем ПОССу-40. Таким же образом скручивают все жилы четверки, при этом жилы одной четверки располагаются по одной оси.
Для ускорения процесса пропайки скрутку запаивают в стакан- чиковом паяльнике. Пайка должна быть гладкой, и припой должен заполнять все пространство между проводниками. После пропайки скрутку отгибают в сторону, противоположную надетой гильзе, и последнюю сдвигают на скрутку, чтобы она закрыла оголенные жилы. После сращивания всех жил четверки сдвигают групповые кольца к месту сращивания. Сростки четверок равномерно распределяют по длине монтируемой муфты.
7 Рис. 58. Сращивание четпсрок жил ка бел л: .’—■/ — последовательность выполнения операций; / — гильзы, 2 —групповое КОЛЬЦО |
После сращивания всех жил в кабеле и тщательной проверки Качества выполненной работы сросток высушивают горячим воздухом. Окончание сушки характеризуется сухим шелестом бумажной изоляции. Затем сросток обматывают лентой из сухой кабельной бумаги шириной 40 мм. Обмотанные сростки тщательно закрывают очищенной и просушенной свинцовой муфтой, для чего деревянным молотком плотно подгоняют конус муфты к свинцовой оболочке. Так же зачеканивают другой конец муфты. После этого производят запайку свинцовой муфты, как было указано ранее.
Остывшую муфту проверяют на герметичность давлением воздуха, а затем бронь перепаивают с помощью ранее оставленных концов медной проволоки, скручивая их между собой двумя-тремя витками и припаивая к середине свинцовой муфты. Запаянную свинцовую муфту для защиты от механических повреждений помещают в чугунную МЛ (рис. 59).
Перед установкой чугунной муфты отвертывают гайки болтов и разбирают ее на две половины, предварительно сняв фланцы с обеих сторон. Для того чтобы не утерять болты, их снова ввинчивают в гнезда. Внутреннюю поверхность муфты тщательно вытирают ветошью и нижнюю половину осторожно кладут на козлы под свинцовую муфту. Кабель выравнивают и располагают в муфте так, чтобы не повредить его при сборке муфты.
Для того чтобы кабель лежал в шейках муфты без перекоса, а из муфты не вытекала при заливке битумная масса, на кабель наматывают джутовый слой до диаметра шейки муфты. Затем на нижнюю половину муфты, накладывают фланцы, которыми кабель зажимают в центре, шейки муфты. После этого, наложив верхнюю половину муфты ка нижнюю, равномерно затягивают болты крепления.
Смонтированную чугунную муфту осторожно опускают с козел на землю. Она должна лежать на дне котлована плотно без перегибов кабеля, для чего под муфту подсыпают мягкий грунт. Внутреннюю часть чугунной муфты через специальный люк заливают кабельной массой МКБ, которую нагревают до 130—140°С в бесшовном чайнике на жаровнях. По мере остывания масса внутри муфты оседает, поэтому через каждые 5—10 мни производят дополнительную заливку, пока не прекратится осадка. В течение этого процесса чайник с массой должен находиться па жаровне. При температуре окружающего воздуха ниже нуля чугунную муфту перед заливкой следует подогревать паяльной лампой.
Когда масса остынет, люк муфты закрывают крышкой и закрепляют винтами, а муфту окрашивают асфальтовым лаком. По окон — 94
чан и и монтажа местоположение муфты фиксируют тремя замерами от постоянных ориентиров. На загородной части трассы для обозначения ес местонахождения устанавливают указательный столбик.