Телефония изучает технику передачи человеческой речи на расстояние. Человеческая речь состоит из определенной комбинации звуков, поэтому следует выяснить, что же такое звук и каков источник его появления.
Если один конец стальной тонкой линейки зажать з тиски, а дру — гой отклонить в сторону, линейка будет совершать колебания в ту •и другую сторону, постепенно затухающие до полного прекращения (рис. 127). Колеблющаяся линейка или другой предмет сообщает свои колебания частицам воздуха, находящимся непосредственно у плоскости этого предмета. Так как воздух обладает определенной упругостью, то под действием колеблющегося предмета будет происходить то уплотнение его частиц, то разрежение. Когда линейка отклоняется вправо, уплотняется слой воздуха справа, который давит на последующий слой и так до тех пор, пока слой воздуха не достигнет барабанной перепонки уха. Дойдя до правого крайнего положения, линейка начнет отклоняться влево и произойдет разрежение сжатого воздуха. Таким образом, вслед за колебаниями линейки будут колебаться и частицы воздуха, воздействуя на барабанную перепонку человека, создавая ощущение, звука.
Источником звуков человеческой речи являются голосовые связки, заставляющие колебаться находящиеся вокруг них частицы
воздуха, которые в свою очередь передают колеоания соседним частицам. Полученные таким образом колебания называют звуковыми. волнами, которые могут возникать не только в — воздухе, но и в земле, металле, дереве и т. п.
В телефонной аппаратуре воспроизведение звуков обусловлено колебательнымм движениями определенных деталей.
с. 128. Простое (синусс идалоное) колебание |
В зависимости от среды и температуры звуковые волны распространяются с определенной скоростью. Скорость распространения звука — это расстояние в метрах, которое проходит звуковая
упруг |
волна за секунду. В воздушной среде при температуре 0еС звук распространяется со скоростью 330 м/с. Звуковые колебания изменяются синусоидально, как показано на графике (рис. 128), и характеризуются тремя параметрами: периодом, амплитудой п частотой.
Время, в течение которого происходит одно колебание, называют периодом колебания и обозначают буквой Т. Наибольшее отклонение колеблющейся точки от положения равновесия называют амплитудой колебания и обозначают буквой А. Чем больше амплитуда, тем сильнее звуковое давление и тем громче звук.
Число полных колебаний колеблющегося предмета в секунду ■называют частотой колебания и обозначают буквой f. Частоту измеряют в герцах: 1 Гц=1 пер/с; 1000 Гц= 1 кГц; 1 000 000 Гц— 1 МГц. Частота f и период колебаний Т находятся между собой в следующей зав иен мости:
т. е. с увеличением частоты уменьшается период колебания, и наоборот.
Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20000 Гц, с частотой до 16 Га (инфразвуки) и более 20 000 Гц (ультразвуки) ле воспринимает. Для телефонной передачи принят диапазон частот 300—3400 Гц, дающий удовлетворительную разборчивость речи.
Воспринимая звук, мы различаем его по силе (громкости), вьь соте (тону) и тембру (оттенок звука).
Сила звука зависит от величины звукового давления, которое прямо пропорционально амплитуде, колеблющегося предмета и измеряется в паскалях. Минимальное звуковое давление, воспринимаемое ухом, называется порогом слышимости, увеличенное до ощущения боли — порогом болевого ощущения.
Высота звука определяется частотой колебания источника звука. Чем больше частота, тем выше тон звука, и наоборот. Примером зависимости высоты звука от частоты является «морзянка®, передаваемая по радио. Обычно мы слышим звук «морзянки» с частотой 800 Гц, увеличивая или уменьшая частоту генератора, можно убедиться в зависимости высоты звука от частоты.
Тембр — это характерный оттенок звука, позволяющий отличить одни человеческий голос от другого. Оттенок голоса создается за счет добавления к колебаниям основной частоты дополнительных колебаний другой частоты, называемых обертонами. По частоте основных колебаний различают голоса: бас, баритон, тенор, контральто и сопрано, однако несколько голосов одной и той же группы, например теноров — по оттенку, присущему только одному голосу.