При прокладке кабеля часто приходится пересекать железные и шоссейные дороги, улицы, площади и т. п. Пересечение открытым способом сопряжено с большими трудностями. Поэтому применяют разные способы закрытой проходки.
Проходка способом продавливания. Сущность способа продавливания состоит в том, что трубопровод нужного диаметра из открытого котлована или траншеи звено за звеном вдавливают в грунтовый массив при помощи домкратов,
лебедок и т. п. После вдавливания трубопровода в грунт на величину рабочего хода домкрата шток возвращают в первоначальное положение, а в образовавшийся промежуток устанавливают отрезок трубы, равный по длине ходу домкратов. Проходка продолжается, пока не будет продавлено целое звено трубы. После этого дырчатый сток с наголовником отводят в исходное положение, в котлован опускают следующее звено трубы, устанавливают на направляющие рамы, приваривают к торцу вдавливаемого трубопровода и вдавливание продолжают цикл за циклом, пока проходку не закончат. Для выемки грунта из трубопровода вдавливание прекращают, шток с наголовником отводят от торца трубопровода и грунт удаляют в зависимости от диаметра трубопровода либо при-помощи тележки, совка, буровой ложки и т. п.
В качестве силового оборудования применяют 170- и 200-т гидравлические домкраты с рабочим давлением жидкости до 250—350 атм и с ходом штока 1 100—1 150 мм. Такие домкраты дают возможность вдавить трубопровод с диаметром до 800 мм. Иногда употребляют винтовые домкраты. Они проще в употреблении.
Проложенный металлический трубопровод служит футляром, в котором прокладывают кабельную канализацию.
Проходка способом прокола. Закрытую проходку грунта осуществляют при помощи станка БГ-1 (бур гидравлический), который состоит из двух масляных гидравлических домкратов с давлением до 200 атм, двух рамок для цилиндрических стоков, распределительного устройства, упорной планки для штанги, двигателя внутреннего сгорания мощностью 3 л. с., насоса высокого давления и бака для масла. Вначале проходят скважину штангой с коническим наконечником-иглой диаметром 40—50 мм. Вышедшую во второй котлован первую штангу свертывают, а навертывают переходную муфту, на которую укрепляют расширитель, и обратным ходом производят расширение вначале диаметром 120, затем 150, наконец, 180 мм. Скорость проходки — 3—4 м/ч. Длина проходки — до 40 м.
Ударный прокол состоит в том, что в грунт забивают стальные трубы диаметром до 600 мм и длиной до 15 м. ДЛя удара применяют в этом случае различного рода стальные бабы весом от 350 до 600 кг. Для забивания труб меньшего диаметра используют дубовые бабы. Иногда предпо — 104 читают установки с дизель-молотами или пневматическими молотами.
Бурильная машина «Запорожстроя» дает возможность производить проходки скважин диаметром от 250 до 700 мм. Более эффективно работает эта машина в сухих грунтах. Наращивание бурильной головки производят звеньями шнеков[5] длиной по 1 м по мере продвижения вперед.
Бурильная машина ДМ-1 позволяет производить скрытую проходку длиной до 40 м. Машина имеет две скорости бурения: 0,5 и 0,25 м/мин. Производительность машины — 20 пог. м в смену при одновременной закладке до трех асбоцементных труб. Вес машины — 625 кг без бурового оборудования и 3 150 кг с комплектом бурового оборудования (буровая головка и обсадные трубы со звеньями шнека).
Шнековая установка[6] «Союзтранспроекта» дает возможность производить проходки диаметром от 200 до 600 мм и длиной до 50 м. Буровая головка разрабатывает грунт, который удаляется в рабочий котлован шнеком. Шнек состоит из отдельных трехметровых звеньев, которые соединяют по мере продвижения шнека вперед. Шнек вращается со скоростью 50 об/мин. Производительность установки — до 7 м! ч.
В разработанные закрытым способом проходки прокладывают асбоцементные трубы следующим способом:
1. Продавленный стальной трубопровод остается в грунте как постоянный футляр. В этот футляр при помощи стального каната и упорной шайбы протаскивают блок асбоцементных труб, стыки которых соединяют при помощи стальных муфт, после чего футляр звено за звеном вытаскивают во второй котлован.
2. В твердых грунтах вслед за наконечником протаскивают блок асбоцементных труб без футляра.
Количество асбоцементных труб зависит от диаметра скважины и диаметра прокладываемых труб, т. е. сумма диаметров асбоцементных труб должна быть меньше диаметра скважины.
Для механизации разных кабельных работ применяют комплексные кабельные машины КМ-1 и С-272.
Кабельная машина С-272 имеет лебедку с тяговым усилием 400 кг. На барабан лебедки намотан трос/диа-* метром 16 мм длиной 300 м. Лебедка оборудована тросо — укладчиком и динамометром с автоматическим устройством для выключения двигателя автомашины в том случае, если тяговое усилие превысит установленную величину.
Всасывающий насос типа С-203 производительностью 24 м31мин со шлангами диаметром 50 мм служит для откачки воды из колодцев.
Центробежный вентилятор марки ЭВР-3 производительностью 800 м*/ч применяют для дегазации колодцев.
Все механизмы приводятся в действие от двигателя автомашины. Для управления механизмами имеется специальный пульт. Машину используют для перевозки к месту работы инструмента и работников кабельной бригады.
Для симметрирования магистральных кабелей связи применяют специальный передвижной фургон, в котором размещена вся необходимая измерительная аппаратура, источники питания и зарядная электростанция, фургон утеплен, а в случае необходимости его оборудуют печным отоплением, электрическим освещением и комплектом инструмента.
Для откачки воды из колодцев и котлованов применяют передвижную мотопомпу, которая представляет собой обычную водяную помпу, спаренную при помощи редуктора с бензиновым двигателем типа J1-6. Двигатель и мотопомпа установлены на металлической раме, имеющей четыре небольших колеса.