Стандартные сборные железобетонные колодцы большого’и среднего типа собирают из четырех отдельно изготовляемых частей: перекрытия, двух стеновых колец и дна. При наличии на строительстве автокранов соответствующей грузоподъемности железобетонные колодцы могут изготовляться из двух частей: верхней с перекрытием н нижней с основанием (днищем). Кроме того, возможна сборка колодца целиком на полигоне. Монтаж колодца показан па рис. 35.
Сборные железобетонные колодцы и коробки изготовляют с помощью металлической формы — опалубки. Как правило, эти колодцы имели — овальную форму, что было удобно для плавного изгиба проходящих через колодец кабелей, но усложняло массовое производство овальных опалубок. Поэтому в настоящее время для изготовления мелкосерийных партий железобетонных колодцев применяют опалубку восьмигранной формы, соответственно и колодец’ имеет восьмигранную форму. Это значительно облегчает производство, но требует на изготовление колодца арматурного металла, на 10—13% больше, чем для овальных колодцев.
Поскольку металлические опалубки разборные, их используют многократно. Кроме того, с нх помощью можно механизировать работу по уплотнению бетона, п результате чего улучшается качество деталей телефонного колодца. Детали железобетонных колодцев, изготовляют на специальных железобетонных заводах из бетона марки 200, раствор которого состоит из смеси цемента, песка и гравия в определенном соотношении.
Растворы для кладки кирпичных колодцев н соединения частей железобетонного колодца, а также заделки стыков асбестоцементных труб имеют состав, указанный в табл. 16.
COOTHOL
1:12 |
1:6 |
1:9 1:4,5 1:2,5 |
1:6 1:3 |
1:3 |
50 100 |
Транспортировка сборных колодцев и коробок на трассу канализации осуществляется с помощью автомобилей и автокранов. Если па полигоне имеется соответствующий автокран, то колодец собирают на месте и вывозят па трассу, где устанавливают его в котлован.
Монтаж деталей сборного железобетонного колодца производят следующим образом. На выровненный грунт основания котлована укладывают дно колодца, затем на дно наносят цементный раствор — марки 50 и устанавливают корпус колодца. Стыки корпуса и дна тщательно заделывают. После этого на железобетонный корпус снова накладывают слой цементного раствора и устанавливают железобетонное перекрытие. Стык заделывают. Для лучшего схватывания при сборке все детали колодца до наложения цементного раствора смачивают водой. Поверх установленного перекрытия ставят люк на железобетонных или кирпичных прокладках. В не — ар мирова иной части боковых стенок пробивают проемы (окна) для ввода трубопровода.
Типовые проходные колодцы могут перестраиваться в угловые или разветвительные с помощью угловых вставок, представляющих собой специальные карманы, которые пристраивают к типовым проходным колодцам для ввода каналов со стороны поворота трассы трубопровода.