Перед рытьем траншей и котлованов для канализации вскрывают асфальто-бетонный покров улицы, при этом верхнее покрытие — мостовой или тротуара складывается с одной стороны траншеи, а грунт выбрасывается на другую сторону.
Разработка грунта. Эту операцию производят ручным тт механизированным способами. Преимущество имеет механизированный способ, поскольку обеспечивает большую производительность труда.
При механизированном способе разработки грунта сначала роют траншею, а затем котлован, при ручном — это не имеет значения. Грунт из траншей или котлована укладывают рядом на расстоянии не менее 0,5 м.
Если подпочвенные или поверхностные воды мешают производству работ по раскопке траншей и котлованов, их откачивают с помощью насосов или мотопомп. При водоотливе из неглубоких котлованов насос обычно устанавливают на их бровке; к нижнему концу всасывающего рукава прикрепляют металлическую коробку с щелевыми отверстиями, благодаря которым твердые комья земли, камни и другой мусор не попадают в пасос. При небольших поступлениях воды применяют поршневые ручные насосы.
Для откачки воды можно использовать самовсасывающие насосы, особенностью которых является способность после первого — залива воды в корпус неоднократно всасывать ее в дальнейшем.
Более эффективен способ борьбы с грунтовыми водами с. помощью иглофильтров, заглубляемых ниже грунтовых вод, с откачкой из них воды.
Земляные работы в зимних условиях. Разработку грунта в зимнее время производят редко из-за трудоемкости строительства’ канализации. При необходимости выполнения земляных работ зимой приходится рыхлить или оттаивать мерзлый грунт. При незиачи —
тельном объеме земляных работ (например, аварийпых) рыхление производят с помощью отбойных молотков, при большом объеме мерзлый грунт оттаивают различными теплоносителями: горячей водой, электрическим током, нагретыми сыпучими материалами и костром.
Для оттаивания грунта горячей водой или паром в заранее приготовленные скважины вставляют водяные или паровые иглы. Вода, нагретая до 50й С, циркулирует между котлом и иглами, и грунт вокруг иглы оттаивает. По такому же методу можно использовать пар от передвижной установки.
Более сложным является электропрогрев с помощью вертикальных или горизонтальных электродов, забиваемых в грунт.
Для оттаивания мерзлого грунта можно использовать горячий шлак или подогретый песок. Горячий сыпучий материал насыпают •па траншею слоем в 20—25 см и через сутки приступают к ее рытью.
Чрезвычайно эффективен способ отогрева земли путем сжигания нефтяных продуктов через форсунку (огонь от форсунок накрывается специальными кожухами).
Крепление стенок траншеи. В почвах нормальной влажности при отсутствии грунтовых вод траншеи с вертикальными стенками роют без дополнительного крепления. Кроме того, не крепят вертикальные стенки при глубине траншеи не более: 1 м в рыхлых насыпных грунтах, 1,25 м в супесчаных и суглинистых грунтах и 2 м в пЛотных грунтах.
Если стенки траншеи не укреплены, для предупреждения обвала грунта устраивают откосы, т. е. делают дно траншеи уже, чем ее ширина наверху. Угол откоса зависит от категории грунта и глубины траншеи.
Разрешается рыть траншеи и котлованы без дополнительного крепления в промерзших грунтах на всю глубину промерзания. В остальных случаях вертикальные (или близкие к вертикальным) ■стены крепят распорами. Крепление может быть горизонтально — рамное при глубине до 2 м для сухих грунтов, горизонтально — сплошное для оползающих и плотных грунтов и шпунтовое для грунтов с сильным притоком грунтовых вод.
Крепления начинают ставить снизу, после того как пройдена некоторая глубина. Для крепления стен укладывают доски толщиной не менее 40 мм с распорами из круглых бревен. Стойки крепления устанавливают через 1,5 м. Над бровкой траншеи доски должны выступать на 15 см. По окончании укладки трубопровода или колодца крепление разбирают постепенно снизу вверх, причем в нормальном грунте одновременно снимают не более двух-трех досок. Не допускается спуск в траншею или котлован по распоркам креплений, для этого применяют лестницы.
Деревянные крепления неэкономичны, так как они не могут быть использованы повторно, поэтому рекомендуются крепления инвентарного типа.
Засыпка траншей и котлованов. После монтажа трубопровода траншей и котлованы засьщают вынутым ранее грунтом. Если выкопанная из траншеи земля содержит строительный мусор, камни, засыпку производят привозным грунтом. При земляных работах в зимнее время вынутая из траншей земля смерзается. Засыпать траншеи мерзлым грунтом не допускается, поскольку может быть поврежден трубопровод, а при оттаивании грунт даст большую осадку. Поэтому зимой применяют талый песчаный грунт.
Засыпка траншей и котлованов состоит из двух операций — засыпки и трамбовки. Сначала засыпают слой разрыхленной земли или песка толщиной 30 см, затем пневматической или ручной трамбовкой уплотняют грунт. При уплотненна вручную па несплациро — ванных улицах допускается засыпка траншеи холмиком, который постепенно даст усадку естественным путем.
Для засыпки траншей и котлованов используют бульдозеры, после засыпки и уплотнения оставшийся на трассе грунт вывозят в специально отведенные места. При отвозке необходимо следить за тем, чтобы вместе с землей не увозились куски асфальтового покрова, булыжники и плиты, а складывались отдельно для восстановления уличных покровов.
Горизонтальная скрытая проходка грунта. В некоторых случаях при строительстве линейных сооружений телефонной сети под улицами и проездами с интенсивным движением, под трамвайными путями требуется скрытая проходка грунта, осуществляемая с помощью специальных механизмов и состоящая из двух операций: образования скважины для труб и ввода труб в отверстие.
Существует несколько способов скрытой проходки, наиболее распространенные из них — прокол и горизонтальное бурение.
Способ прокола заключается в том, что грунт уплотняют вдавливанием стального наконечника для получении отверстия малого диаметра (для одной или двух труб). Для этого способа используют проколочиую установку БГ-3, которая отличается компактностью. высокой производительностью и может транспортироваться в кузове автомобиля.
Для установки БГ-3 отрывают котлован площадью 1600X1400 мм и автокраном опускают ее туда. После проходки грунта котлован используют для смотровых устройств.
Прокол грунта производят давлением цилиндров, с которыми жестко скреплена штанга. После каждого рабочего хода цилиндров штанга, находящаяся в грунте, отсоединяется от них. К цилиндру и штанге, находящейся в скважине, присоединяют следующую штангу и включают цилиндры на рабочий ход. Наращивание штанг производят до тех пор, пока головка штанги не выйдет из грунта в противоположном котловане.
Если необходимо увеличить диаметр отверстия, то используют специальные расширители. Трубы вводят в скважину звеньями при помощи стального троса, который прикреплен к лебедке или головке штапгп.
Способ горизонтального бурения заключается в разработке горизонтальных скважин соответствующими буровыми инструментами. При устройстве канализации с тремя-четырьмя отверстиями
применяют бурильно-шнековую машину ДМ-1. Бурение скважины выполняют буровой головкой, снабженной перовым сверлом и двумя подрезными ножами. Буровая головка соединена с вращающимися шнеками. Шнеки расположены в обсадных стальных трубах, по которым грунт удаляется из скважины. По окончании бурения буровую головку отсоединяют от шнека и к нему прикрепляют один конец троса, другой его конец присоединен к пакету труб. При обратном ходе машины пакет затягивается в скважину.
На телефонных сетях примепяют также пневмоприбойиик ИП-4605 —проколочное устройство для бестраншейной прокладки труб и кабеля на небольшое расстояние (не более 40—50 м) в местах пересечения проезжей части дороги. Пробойник при необходимости может изменять направление своего движения. Диаметр пробиваемой скважины до 150 мм.