Перед началом земляных работ на местности проводят разбивку трасс, по которым должна быть проложена телефонная канализация или бронированный кабель. Наиболее экономично и целесообразно устраивать телефонную канализацию под тротуарами, если этому не препятствуют другие подземные коммуникации. Кроме того, при выборе трассы надо учитывать возможность прокладки канализации по кратчайшему направлению в условиях данного участка, использование для прокладки канализации участков земли е наиболее, дешевым покрытием, а также категорию грунта.
При застройке больших массивов следует прокладывать телефонную канализацию до замощения улиц и проездов во нзбежа — 32
тше вскрытия наружных покрытий, что удорожает строительство тел Є Ф ОП1ГЫ X со ор у Ж е IIII й.
План трассы телефонной канализации разрабатывается на основе геодезических изысканий. На плане должны быть нанесены все. существующие подземные и надземные сооружения, указаны красные линии и-абсолютные отметки планировки. Красной линией называется граница улицы, определяемая линией застройки, абсолютной отметкой планировки — отметка земной поверхности над уровнем Балтийского моря, условно принимаемым за пуль.
Трасса канализации должна проходить параллельно оси улицы или линии застройки. Взаимное пересечение подземных сооружений, как правило, осуществляется на разных уровнях.
Исходными данными для выбора трассы подземного (бронированного) кабеля являются конечные пункты кабельной линии. Направление трассы с учетом застройки и топографических условий местности по возможности должно быть прямолинейным для минимального расхода кабеля. При выборе трассы подземной кабельной линии необходимо обеспечить условия максимальной надежности ее действия.
При выборе трассы прокладки бронированного кабеля учитывают расположение других подземных коммуникаций (газопровода, водопровода, теплопровода, канализации), поскольку ремонт этих сооружений связан с разрытием земли по трассе кабеля и его воз — МО Ж НЫМ ПОВ р ежде ИИ ем.
До начала работ нужно определить места проезда транспорта через трассу и места движения пешеходов, чтобы заранее подготовить необходимое число ограждений, сигнальных знаков и мостиков. .
Перед началом раскопок разбивают трассу телефонной канализации или траншеи для укладки бронированного кабеля в соответствии с рабочим чертежом. Все размеры, указанные в рабочем чертеже, переносят на местность с помощью рулетки, вех, колышков и отбойного шнура. Замеры ведут от красной линии застройки.
Если трасса проходит а местах, где. отсутствуют постоянные ориентиры, разбивку производят следующим образом. В центрах раскопки двух соседних котлованов для смотрового • устройства устанавливают первую веху н забивают рядом первый колышек; через 40—50 м ставят вторую веху а таким образом получают две точки на оси траншеи; третью веху делают в промежутке между вехами № І « 2 (рис. 25). Когда рабочий, стоящий у «сходной первой вехи, скорректирует направление трассы так, что веха № 3 закроет От наблюдения № 2, получают еще одну промежуточную точку, в которой забивают второй колышек 2. Таким образом получают ряд промежуточных точек, определяющих трассу траншем.
При наличии постоянных ориентиров разбивка трассы может выполняться без визировки по вехам. Окончательную трассу отмечают отбойным Шнуром, нанося мелом или краской две параллельные линии, которые-определяют требуемую ширину траншеи.
При разбивке трассы вдоль улиц необходимо помнить, что колодцы нельзя располагать напротив ворот и въездов. Пересечение улиц осуществляется, как правило, под углом 90° к оси улицы. Пересечение трамвайных или железнодорожных путей должно про-‘ изводиться только под углом 90*.
Если трасса телефонной канализации намечается в местах, где уже имеются действующие кабели или другие подземные сооружения, которые недостаточно точно указаны на уличном чертеже, то, прежде чем приступить к разрытию траншеи, необходимо прове
|
рить расположение этих сооружений по отношению к трассе. С этой целью по всей трассе разрывают пробные ямки — шурфы, которые роют на ширину 0,5 м поперек траншеи на продольной оси трассы’ с осторожностью (без применения ударных инструментов), чтобы не повредить действующие кабели или другие сооружения. Шурфование производят в трех-пятн местах на каждые 100 м трассы.
Трассу проложенного подземного кабеля можно уточнить специальным прибором, называемым кабелеискатслем. При глубине прокладки кабеля до 2 м прибор определяет его расположение с точностью до 10 см н работает независимо от дорожных покрытий.
Работы, связанные с раскопкой грунта, разрешается производить только при наличии специального ордера, выданного отделом подземных сооружений исполкома местного Совета. Ответственный исполнитель работ не менее чем за 24 ч до начала раскопок должен поставить в известность письменно или телефонограммой о предстоящих работах все организации, имеющие свои подземные — сооружения вблизи намечаемого разрытия участка. Не разрешается самовольное переустройство существующих подземных коммуникаций других организаций.
В современных условиях строительства земляные работы производятся с применением разнообразных машин и механизмов.
Наиболее целесообразно использовать универсальные машины со сменным оборудованием. Навесное оборудование к трактору позволяет производить несколько видов работ: рытье траншей, от — рытие котлованов, погрузку строительного мусора в автотранспорт, засыпку траншей и планировку местности. К." таким машинам относят одноковшовые экскаваторы Э-157А, Э-153А, Э-1514 и др.
При строительстве канализации для рытья траншей можно применять многоковшовые экскаваторы, выполненные на базе тракторов с использованием двигателя для привода навесного оборудования. Оборудование траншейных экскаваторов для выемки грунта состоит из нескольких ковшей, скребков или зубьев, прикрепленных к окружности вращающегося ротора либо к звеньям замкнутой движущейся цепи. Грунт подрезается и поднимается на поверхность ковшами, обеспечивающими непрерывный процесс рытья траншеи. Дополнительные приспособления (шнек, ленточный транспортер и др.) отодвигают вынутый грунт в сторону и очищают дно траншеи.
Для вскрытия твердых уличных покрытий служит механизированный инструмент с электрическим или пневматическим приводом: отбойные молотки, бетоноломы, перфораторы, трамбовки
Таблица 9 Инструмент для механизации земляных работ
|
(табл. 9). Для ломки бетона, асфальта я мерзлого грунта применяют отбойные молотки, обеспечивающие ударное действие по сменному инструменту. Бетополомы по принципу действия подобны отбойным молоткам, перфораторы предназначены для пробивки (бурения) глубоких отверстий и ломки бетона, асфальта, мерзлого грунта, а трамбовки — для уплотнения грунта при засыпке траншей, котлованов, при установке столбов и подпор.
Для обеспечения пневматических инструментов сжатым воздухом применяют передвижные компрессорные станции КМ-127, КМ-77, СО-45, СО-2 и ЗИФ-55.
Внедрение комплексной механизации при земляных работах повышает производительность труда в 2—3 раза.