При ударе молнии в землю или в возвышающиеся над землей предметы (опоры линий связи, электропередач, дерево и т. п.), находящихся вблизи трассы подземного ка — 184
беля, токи молнии могут попасть в кабель и повредить его. Для предохранения кабеля от попадания в него токов молнии его защищают.
Необходимость защиты вновь прокладываемых кабелей определяют проектом. На существующих магистралях кабельных линий устанавливают защиту на тех участках трассы, которые подвергались ударам молнии. Для защиты кабеля применяют следующие мероприятия.
Прокладывают кабель с повышенной прочностью изоляции верхнего повива жил по отношению к оболочке и с повышенной проводимостью оболочки (алюминиевой).
Прокладывают в земле по обе стороны от кабеля две стальные шины или два троса сечением 100—120 мм* на расстоянии друг от друга на 0,5 м и на глубине, равной половине глубины зарытия кабеля; эти шины через каждые 100 м перепаивают и по концам соединяют с заземлением, имеющим сопротивление 5 ом в хорошо проводящих грунтах (при р<100 ом-м) и 10 ом в плохо проводящих грунтах (р>100 ом-м). Заземление располагают не ближе 10 м от кабеля.
Если кабельная трасса проходит вдоль леса на расстоянии до 50 м от края леса, то для защиты кабеля от токов молнии необходимо прокладывать шины или тросы вдоль всего участка трассы сближения с лесом.
Для защиты вдоль трассы кабеля производят постройку воздушной линии с двумя стальными оцинкованными
4— 5-мм проводами. Провода через каждые 200 м соединяют с заземлением, имеющим 20 ом сопротивления.
Если вблизи трассы кабеля (ст 3 до 8 м) проходит воздушная линия связи, то ее используют для защиты. В этом случае через каждые 200 м на опорах линии устанавливают защитные искровые промежутки (рис. 103).
Бронированные кабели со свинцовой оболочкой, прокладываемые в агрессивных почвах (солончаках), защищают от почвенной коррозии наложением на кабель двух слоев нефтяного битума, состоящего из битума № 3 — 25% и битума № 5 — 75%. Кабели небольшой протяженности защищают от почвенной коррозии путем прокладки в деревянные треугольные желобки, заливаемые битумом.