Кузнечное дело в городах древней руси.

Городка старой Руси

Кузнечное дело в городах древней руси.

Кованые стальные ключи от подвесных замков. Новгород. XII—XIII вв. ГИМ.

В городках старой Руси мастерские отличались от обыденных зданий тем, что печь рас­полагалась не в углу, а в центре (в их находят отходы производства, полуфабрикаты, время от времени инструмент). Одним из более почетаемых и рано выделившихся ремёсел было железоделательное. Домницы, где плавили железо, выноси­лись за черту городка, что обусловливалось не только лишь проти­вопожарными мерами, да и близостью сырья: для получе­ния железа использовались поверхностные залежи болотных и луговых руд. В городских стенках стояли приемущественно кузнечные мастерские. Кузнецам железо поступало в виде криц (полуфабрикатов). Для получения незапятнанного металла их проковывали. Обилие изделий из чёрного металла очень велико — от простых гвоздиков и скоб до сложного вооружения.

Средневековым кузнецам было знакомо несколько видов стали, получаемых неоднократной кузнечной проковкой либо выдер­живанием (томлением) в глиняном сосуде в горне. Инстру­ментарий кузнеца отличался рациональностью — формы этих вещей не поменялись и сейчас. Различные виды кузнечной продукции добивались познаний и внедрения различных технологий обработки. Причём в каждой земле использовались свои приёмы. Так, на севере Руси до сере­дины XII в. была трудоёмкая чересполосная сварка стали и железа, что позволяло создавать самозатачивающи­еся лезвия. Позднее техника упростилась до наварки металлической полосы на металлическую базу. Востребованность кузнечной продукции и развитие мастерства в XII в. привели к выде­лению различных кузнечных специальностей в среде городских ремесленников. По письменным источникам известны брон­ники (оружейники), ножевщики, замочники и другие.

Кузнечное дело в городах древней руси.

Подвеска из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. X — 2-ая половина XII в. ГИМ.

Изделия российских кузнецов ценилась и в других странах. Не слу­чайно в Прибалтике, Чехии, на Балканах находят обыденные предметы, такие, как подвесные замки и ключи, сработан­ные на Руси. Замок мастерили так: в корпус цилиндриче­ской формы вставлялась пружина, представлявшая собой одну-две тонкие пластинки, напаянные на стержень. 2-ой конец стержня пружины закреплялся в малом цилиндре, соединявшемся с первой пластинкой. В нижней части боль­шого цилиндра находилось ключевое отверстие. Что может быть проще? Но довольно поменять толщину либо коли­чество пластинок в пружине — и нужен другой ключ. Другими словами каждый замок и ключ к нему были единичны. Неудиви­тельно, что замочники рано выделились в отдельную спе­циальность, ведь замок имел от 35 до 42 деталей, соби­равшихся с помощью пайки. Корпус замка, обычно, украшался затратными деталями из медных сплавов либо полностью покрывался цветным металлом.

Кузнечное дело в городах древней руси.

Флакон для мирры, выкованный из белоснежного металла. Новгород. Предел XII—XIII вв. ГИМ.

Цветные металлы использовались достаточно обширно, и методы их обработки были обыкновенными: литьё, ковка, штамповка, тиснение, чеканка. Сырьё либо привозили, нередко издалека (Скандинавия, Венгрия), либо часто выплавляли из ста­рых или поломанных вещей. Изделия ремесленников из цветных металлов воспользовались огромным спросом: разнооб­разные дамские декорации, детали костюмчика и девайсы, предметы культа и церковная утварь, весовые гири, кис­тени и булавы для воинов. К середине XII в. вместе с дру­гими технологиями изобрели литьё в имитационные формы, позволявшее воспроизводить сложные ювелирные изделия из дешёвого свинцово-оловянистого сплава. Такое литьё «навыплеск» — заливаемый в форму металл застывал на её стенах узким слоем, а избытки выплёскивались наружу — позволяло получать пустотелые лёгкие декорации, причём сберегался редчайший металл.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

metalhose.ru