Городка старой Руси
Кованые стальные ключи от подвесных замков. Новгород. XII—XIII вв. ГИМ.
В городках старой Руси мастерские отличались от обыденных зданий тем, что печь располагалась не в углу, а в центре (в их находят отходы производства, полуфабрикаты, время от времени инструмент). Одним из более почетаемых и рано выделившихся ремёсел было железоделательное. Домницы, где плавили железо, выносились за черту городка, что обусловливалось не только лишь противопожарными мерами, да и близостью сырья: для получения железа использовались поверхностные залежи болотных и луговых руд. В городских стенках стояли приемущественно кузнечные мастерские. Кузнецам железо поступало в виде криц (полуфабрикатов). Для получения незапятнанного металла их проковывали. Обилие изделий из чёрного металла очень велико — от простых гвоздиков и скоб до сложного вооружения.
Средневековым кузнецам было знакомо несколько видов стали, получаемых неоднократной кузнечной проковкой либо выдерживанием (томлением) в глиняном сосуде в горне. Инструментарий кузнеца отличался рациональностью — формы этих вещей не поменялись и сейчас. Различные виды кузнечной продукции добивались познаний и внедрения различных технологий обработки. Причём в каждой земле использовались свои приёмы. Так, на севере Руси до середины XII в. была трудоёмкая чересполосная сварка стали и железа, что позволяло создавать самозатачивающиеся лезвия. Позднее техника упростилась до наварки металлической полосы на металлическую базу. Востребованность кузнечной продукции и развитие мастерства в XII в. привели к выделению различных кузнечных специальностей в среде городских ремесленников. По письменным источникам известны бронники (оружейники), ножевщики, замочники и другие.
Подвеска из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. X — 2-ая половина XII в. ГИМ.
Изделия российских кузнецов ценилась и в других странах. Не случайно в Прибалтике, Чехии, на Балканах находят обыденные предметы, такие, как подвесные замки и ключи, сработанные на Руси. Замок мастерили так: в корпус цилиндрической формы вставлялась пружина, представлявшая собой одну-две тонкие пластинки, напаянные на стержень. 2-ой конец стержня пружины закреплялся в малом цилиндре, соединявшемся с первой пластинкой. В нижней части большого цилиндра находилось ключевое отверстие. Что может быть проще? Но довольно поменять толщину либо количество пластинок в пружине — и нужен другой ключ. Другими словами каждый замок и ключ к нему были единичны. Неудивительно, что замочники рано выделились в отдельную специальность, ведь замок имел от 35 до 42 деталей, собиравшихся с помощью пайки. Корпус замка, обычно, украшался затратными деталями из медных сплавов либо полностью покрывался цветным металлом.
Флакон для мирры, выкованный из белоснежного металла. Новгород. Предел XII—XIII вв. ГИМ.
Цветные металлы использовались достаточно обширно, и методы их обработки были обыкновенными: литьё, ковка, штамповка, тиснение, чеканка. Сырьё либо привозили, нередко издалека (Скандинавия, Венгрия), либо часто выплавляли из старых или поломанных вещей. Изделия ремесленников из цветных металлов воспользовались огромным спросом: разнообразные дамские декорации, детали костюмчика и девайсы, предметы культа и церковная утварь, весовые гири, кистени и булавы для воинов. К середине XII в. вместе с другими технологиями изобрели литьё в имитационные формы, позволявшее воспроизводить сложные ювелирные изделия из дешёвого свинцово-оловянистого сплава. Такое литьё «навыплеск» — заливаемый в форму металл застывал на её стенах узким слоем, а избытки выплёскивались наружу — позволяло получать пустотелые лёгкие декорации, причём сберегался редчайший металл.